Отряды молодости нашей
День студенческих отрядов в нашей стране отмечается всего три года. В этом году он выпадает на 17 февраля. Сейчас традиции молодежного движения, начатые в 50-е годы стремительного XX века, возрождаются. Но мы сегодня не о бесспорной пользе этого возрождения. Мы сегодня о том, когда парней и девушек в зеленых штормовках с яркими нашивками по всей стране было миллионы. Итак, стройотрядовцы вспоминают.
Радостный строй гитар
Самые радостные, яркие воспоминания из студенческой жизни связаны, пожалуй, со стройотрядом. Я училась в Кемеровском государственном институте культуры с 1983 года, на библиотечном факультете. Вот после первого курса мне и посчастливилось попасть в стройотряд.
Именно посчастливилось, потому что нужно было сначала пройти строгий отбор у матерых старшекурсников, которые сидели в комиссии, где производилась запись. Первокурсников не очень-то жаловали. Переступив порог со своим заявлением, я тут же поняла по взглядам «бывалых», что, вероятно, не очень-то подхожу для роли строителя: ростом маленькая, худенькая. Надежды никакой, разве что на корочки штукатура-маляра 3-го разряда, полученные в учебно-производственном комбинате. На всякий, видно, случай меня спросили, умею ли я петь, читать стихи или на гитаре, может, играть. В стройотрядах тоже нужны люди творческие для участия в концертах, сказали мне, к тому же как-никак мы - студенты института культуры. Пришлось преувеличить о своих умениях, заявив, что играю на гитаре. На счастье, сразу проверять мое умение не стали. Зачисление прошло.
После окончания сессии до поездки в стройотряд оставалось две недели. Время было свободное, однако домой я тогда не поехала: нужно было осваивать гитару. Как специально в нашу комнату заселили девочек-заочниц, одна из которых прекрасно владела инструментом. Несколько уроков, несколько аккордов, разбор песни «В лесу прифронтовом»… А дальше две недели упорных тренировок, за время которых подушечки пальцев были изодраны буквально в кровь. Зато к поездке у меня сложился некоторый репертуар из подобранных на слух романсов и нескольких хорошо знакомых песен.
Первый «гитарный» экзамен случился сразу, в поезде, пока мы добирались до Анжеро-Судженска. Студенты с разных факультетов - хоровики-народники, методисты-организаторы, дирижеры, режиссеры и мы, библиотекари, - успели познакомиться, подружиться. Разумеется, всю дорогу мы пели, смеялись, бренчали на гитарах. А впереди нас ждали два только что отстроенных дома, которые нам предстояло сдать «под ключ».
Что и говорить, помучались мы первое время, ведь нужно было освоить все виды отделочных работ от нанесения штукатурки до наклеивания обоев. Учились всему здесь же. Сколько человек глаза себя позалепляли самоприготовленным раствором в попытке закинуть его на стену! А потом ничего, ловко получалось. Научились отличать терку от полутерки, уставать не так стали. Пообвыклись. Тут-то мне и пригодилось мое природное телосложение, которое не внушало изначально доверия приемной комиссии. Здесь же при моем малом росте мне достались все труднодоступные места во всех санузлах обоих домов. Вскоре мы почувствовали себя настоящими мастерами.
Жили мы в здании клуба, прямо в зрительном зале, где вместо кресел стояли кровати. После работы мы занимались подготовкой концертных программ для местного населения. Тогда я получила хорошую практику игры на гитаре, а помощь и одобрение других участников концертов помогли мне первый раз выйти на сцену. Вот уж где пригодились мне наскоро разученные романсы!
Вообще, время, проведенное в стройотряде, незабываемо, ведь, помимо приобретения трудовых навыков, я научилась «гонять» на мотоцикле, освоила верховую езду на лошади. А впечатлений получила сколько!
Получила, кстати, тогда и зарплату, из которой высчитали за наше питание. Но оставшихся денег вполне хватило на первую собственную гитару, купленную на «барахолке». Чешская «Кремона» с мягкими капроновыми струнами долго потом еще пела нам, студентам, и про молодежные стройки, и про дружбу крепкую, и про то, как молоды мы были…
Светлана ГРАБЧУК