9 февраля – 95 лет со Дня образования гражданской авиации в России Ветераны воздушного флота – о Енисейском авиапредприятии Над городом хлопьями пробрасывал снег. Только рев двигателей известил о том, что ТУ медленно подкатил к самому перрону. Он появился неожиданно, пробив низкие облака. Прибыл технический рейс Красноярск-Енисейск на самолете ТУ-154. Сенсация, эмоции! Аэродрому быть! Круглогодичное, регулярное сообщение между Красноярском и Енисейском было установлено еще в 1926 году. А история Енисейского авиапредприятия началась в 1934-м. В это время была организована база гидросамолетов, которые садились на Енисей.
9 февраля 1923 года первый законодательный орган Советской власти – Совет труда и обороны – принял два постановления, с которых, по сути, и началась гражданская авиация в нашей стране, в чьи задачи вошло перевозить пассажиров, почту и разного рода грузы. Постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» создало организацию, занимающуюся гражданскими перевозками. Постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота» регламентировало вопросы регулирования и снабжения за гражданскими авиалиниями.
1939-й – год образования легкомоторной авиации (ПО-2). В 1958-м авиаотряд получил самолет ЛИ-2, который перевозил 28 человек. Открылось регулярное пассажирское сообщение по маршруту Енисейск-Красноярск, Северо-Енисейский. На смену ПО-2 пришли самолеты ЯК-12, вертолеты МИ-1, МИ-4. Летное подразделение стало называться «127 Летный отряд» Енисейского авиапредприятия. Сменилась эра поршневой техники на газотурбинную: вертолет МИ-2, МИ-8, самолет АН-24, АН-26, позднее - самолеты Л-410. Впервые в истории авиапредприятия приземлился воздушный лайнер ИЛ-18. Открылось регулярное движение самолетов по маршруту Енисейск - Москва. Трижды в неделю пассажиры из древнего сибирского города без пересадок попадали в столицу нашей Родины. В 70-е Енисейский аэропорт - запасной для Красноярска. В связи с этим частые гости у нас - самолеты АН-12, ТУ-134, Як-40, вертолеты МИ-26. В 1986 году на перрон аэропорта зарулил супертяжеловес ИЛ-76. Это был танкер! Заливал горючее в емкости и доставлял его в северные аэропорты края – Туру, Хатангу. Воздушные ворота Севера и не только С 1981 года летают грузовые АН-26 и пассажирские АН-24. Теперь любой желающий может из Енисейска попасть в Красноярск, Абакан, Новосибирск, Карагат, Усть-Каменогорск, Омск, п. Тунгуску, Туруханск, Игарку, Норильск и Хатангу. Сколько грузов перевезено в металлургический Норильск, геологам Хатанги, в Северо-Енисейский и Мотыгино! А вот первая партия на новой линии в Ярцево. Всего 40 минут полета. Экипаж рейса: командир В.С. Мизонов, второй пилот В.В. Федосеев, штурман В.А. Минько, бортмеханик Н.А Ивченко, бортрадист В.В. Ополев, бортоператор О.А. Флеев - специалисты высокого класса. Весна 1986-го: трагедия в Чернобыле потрясла всех. Экипаж Енисейского авиапредприятия под командованием пилота-инструктора А.Е. Чижмина, командира воздушного судна А. Конопкина осуществил полет по доставке уникальнейшего груза для ликвидации последствий катастрофы. Задание сибиряками-авиаторами было успешно выполнено. Продолжаются авиарейсы на один из самых северных населённых пунктов края: 1993-й, аэропорт Хатанга. Отсюда на Северный полюс собрались парашютисты-международники, исследователи высокоширотной экспедиции (ВШ), цель которой – его изучение с воздуха. Среди них - и знаменитый исследователь-полярнтк Конюхов. Пилот-инструктор Енисейского авиапредприятия А.Е. Чижмин за 24 дня командировки в условиях Крайнего Севера на отлично выполнил задание командования по допуску к прыжкам парашютистов с самолета АН-26 в районе Полюса. Теперь в кармане участников ВШ - допуски для изучения и покорения Арктики. Стали историей полеты на ледовые аэродромы Эвенкии, в поселки на Ессее, Чиринде, Эконде, куда доставляли брус и стройматериалы для строительства школы. В Туру, Северо-Енисейский из Енисейска возили по воздуху горючее, ГСМ. Работяга АН-26 перевозил и живой груз: чернобурых лисиц, кур. В аэропорт Якутска была доставлена целая пасека с пчелиными семьями. В Дудинку ночными рейсами доставлялись взрывчатые вещества. Топливо, двигатели для космических кораблей - на космодромы Байконур, Плесецк. За плечами енисейских летчиков не менее интересные международные полеты на АН-26. Так, с 1981 по 1985 годы экипаж, в составе которого были к/к В.Э. Райбеказ, второй пилот В.Ф. Абрагам, штурман М.В. Феоктистов, бортмеханик Н.А. Ивченко, перегоняли новейшие самолеты АН-26 в страны и города Европы, Юго-Восточной Азии, Африки, в Мали и Афганистан. Более 200 аэродромов страны известны летчикам авиаэскадрильи АН-26 под командованием командира В.С. Мизонова. Им приходилось бывать во многих отдаленных уголках страны, перевозя пассажиров, выполняя заказы по доставке народнохозяйственных грузов. Эти машины могли работать в любых условиях, днем и ночью. Летом, например, забрасывались десантники в районы горящего леса с высоты 50 м, проводилась зондировка грозовых облаков для вызывания осадков на горящие леса. А за проявленный профессионализм при выполнении посадок в условиях аварийной ситуации, которые тоже случались, члены экипажей поощрялись, награждались орденами Трудовой Славы.
Николай ИВЧЕНКО, ветеран, бывший бортмеханик самолета АН-26
В августе 2014-го в Енисейске состоялось торжество в честь 80-тилетия авиапредприятия и Дня воздушного флота, собравшее более трехсот авиаторов, связавших свою судьбу с небом. |
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем