Много претерпеть за веру свою, не уступить и не сдаться даже тогда, когда в гонениях и побоях жестоких едва не погибал; много быть мучимым и заключаемым, а потом и вовсе сожженным как непокорившийся… Знал ли молодой священник 21 года от роду, когда перебирался в 1641 году из Нижегородской земли в Москву, что всего через три десятка лет его ревность по правоверию обернется для него и семьи его настоящим испытанием… Правда, к тому времени он станет еще более утвержденным в вере протопопом. Имя ему Аввакум.
Дни русской духовной культуры
Деревянный крест на горе совсем рядом с Успенским храмом в Енисейске. Не все знают, что этим скромным памятником отмечено трехлетнее пребывание (1662-1665 гг.) протопопа Аввакума в нашем городе. Именно с этого места начали свое посещение Енисейска представители Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), приехавшие из Минусинска, Новосибирска, Томска, Новокузнецка, Лесосибирска, Красноярска, Белоруссии. Крестный ход, посвященный столетию официального признания старообрядства, проведенный ими перед началом работы круглого стола, сопровождался перезвоном с Успенской колокольни. Добрый знак увидели в том священники: «В одном духе, значит, в унисон!» «Мы преследовались как официальной властью, так и духовной в лице Русской Православной Церкви до начала XX века. Сегодня нам предоставлены равные возможности в проповеди своей веры, - сказал епископ Томский Григорий (Коробейников) в начале работы круглого стола. - Без духовного стержня не было бы человека русского в прошлом, не будет и в будущем. И чем больше мы будем работать над укреплением духовных традиций, семейных устоев, над воспитанием трудолюбия, тем счастливей будут наши потомки».
Для открытого обсуждения различных тем, касающихся староверчества, в нашем регионе уже несколько лет проводятся общественные мероприятия, знакомящие жителей края с традициями, бытом, укладом жизни, обрядами приверженцев православного учения дораскольного периода. Происходит все это в рамках работы общественно-государственного культурно-просветительского проекта «Дни русской духовной культуры в Красноярском крае», стартовавшем в 2011 году. Все это время он поддерживается управлением общественных связей губернатора края. В многочисленных конференциях, выставках, семинарах принимают участие представители духовенства и общественных организаций, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений Сибирского федерального округа, научные сотрудники музеев, студенты, представители местных староверческих общин. «Целей у этого движения много, - говорит Наталья Николаевна Винник, руководитель проекта с 2013 года, - но, пожалуй, главные из них – сохранение духовного здоровья нации и подлинности истории».
На высшем уровне
Именно подлинность истории, по мнению Натальи Николаевны, красной нитью проходит в современной культурной политике Российской Федерации. «Вопрос национальной безопасности сегодня основывается на подлинном понимании истории. Опасность возникает там, где появляется искажение, рвутся традиции, нарушаются корни», - сказала она на встрече в Енисейске.
Эти же темы стали основными во время встреч митрополита РПсЦ Корнилия с президентом РФ Владимиром Путиным. Большими темами для разговора на высшем уровне стали и возрождение данной церкви, и строительство новых храмов, и государственная поддержка переселяющихся из-за рубежа наших соотечественников-старообрядцев, и подготовка к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума.
Этот юбилей состоится в 2020 году. О подготовке к нему зашла речь и сейчас, во время енисейской встречи, ведь сам факт пребывания здесь протопопа – часть истории города. «В этой работе мы – союзники, - подчеркнул глава города Игорь Антипов. – Это значимая дата, которая состоится на следующий год после 400-летия самого Енисейска. Большое внимание на территории Красноярского края, в частности Енисейска, уделяется восстановлению старины, возрождению традиций, обычаев русской православной культуры. И это важно не только для привлечения туристов, но прежде всего для обретения нашей истории. Больше ста лет прошло с выхода в свет указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Процесс потепления затянулся, нужно его ускорять. Важно сообща укреплять нашу великую державу, поднимать ее. Енисейск же всегда был многонациональным и многокультурным городом, в котором прекрасно уживались и уживаются люди разных вероисповеданий».
Желание участников встречи обосновать в Енисейске официальную зарегистрированную старообрядческую общину и построить храм нашло одобрение у главы города. К слову, только в Енисейске проживает более четырех десятков староверческих семей, гораздо больше их в Енисейском районе, где в удаленных селениях живут уже несколько поколений староверов. Переехать в Сибирь на постоянное место жительства хотели бы еще многие представители общины, проживающие сейчас, например, в Уругвае или Боливии. Благодаря действию государственной программы «Дальневосточный гектар» на земли Дальнего Востока уже переселились более ста семей староверов, желающих жить и работать на своей исторической родине. Не все, конечно, проходит гладко, но преодоление трудностей у этих людей, кажется, заложено генетически. Как, впрочем, и любовь к труду, и любовь к Отечеству.
Крепкие заборы, крепкие семьи
«Старообрядцы всегда отличались крепкими заборами и домами, крепкими семьями и межпоколенческими связями, - продолжила свое выступление Наталья Николаевна. – Это люди, у которых есть чему поучиться. И процесс понемногу идет. К примеру, только в красноярской общине сейчас более ста семей, причем очень много молодежи. Молодые люди приходят, крестятся, создают семьи в своей среде: семьи, в которых чтятся традиционные ценности, в которых много детей, где трудолюбие – норма жизни».
Приучение детей к труду и молитве, воспитание у них любви к своей Родине начинается, как говорится, с пеленок. И происходит это совершенно естественным образом: ребятишки просто копируют поведение своих родителей. Родители же с ними находятся в постоянном общении. Кстати, общение с ребенком в старообрядческих семьях начинается еще… до его рождения. Да-да! Уже в утробе матери малыш воспринимается как совершенно полноценный член семьи: с ним говорят, ему поют, за него молятся.
Об этом в своей книге, которую теперь можно найти и в городской библиотеке, написала Евдокия Бойко, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. «Материнская речевая деятельность в социуме староверов на Енисее» - научно-исследовательский труд, в котором описывает Евдокия Семеновна культуру общения матери и ребенка как основу всего его дальнейшего развития. Занимаясь изучением темы, она бывала во многих старообрядческих семьях, отмечая, что дети в них очень рано учатся говорить, вследствие чего раньше и активнее происходит развитие других жизненных навыков. А все это потому, что мамы с детьми не молчат: они постоянно говорят о чем-то, поют, проговаривают прибаутки, выполняют различные речевые акты, которые учат детей гораздо большему, чем просто родной речи. Кажется, все просто и все об этом знают. Да, просто. И знают многие, но…
Что зачастую происходит сейчас: мама или же воспитатель в саду усаживает ребенка у экрана, где яркий и красочный мультипликационный персонаж, по сути, формирует будущего гражданина страны. Никто не против самих мультиков, но ведь порой они своим обилием заменяют живое общение с мамой, ее речь, ее разъяснения, попевки, колыбельные. Куда ведь проще нажать кнопку: в компьютере предостаточно любимых мультфильмов, мелодий, сказочно-баюкающих колыбельных. Только поет эти колыбельные не мама… А что посеешь, то и пожнешь. И если даже все, что смотрит ребенок, напитано добром, всходам этим без материнского душевного тепла крепкими быть не дано. Вот такая подмена ценностей…
«Привязки к реальному быту, культуре, истории у детей, лишенных общения с мамами, не формируется, а значит, постепенно приходит равнодушие к этому всему, помогающее пройти мимо своего собственного исторического ядра, - продолжает Наталья Николаевна. – Староверие ведь основано на любви к Отечеству, оно на нем стоит. А если человек не понимает, что такое родное, если нет у него чувства Родины? Тогда это пустой, неукорененный, слабый человек, подверженный любому влиянию». А влияний этих в последнее время – только успевай уворачиваться…
Под откос…
«Уводящих от истины влияний удается избежать только сильным духом, - вступил в разговор епископ Новосибирский и Всея Сибири Силуян (Килин). – К счастью, поддержка государства в развитии церкви сейчас все возрастает: видят ведь, что поколение уходит куда-то под откос. Разве не испытанный метод - вера истинная, стержневая: их бьют, а они все равно благодарят, их гонят, они все равно молятся за правителей страны и Отечества, потому что написано: «Всякая власть от Бога». Почему отчаяние сейчас, почему суициды, почему ссоры и розни? Потому что духовная крепость потеряна, вера пошатнулась: с пеленок не учат, в школе не говорят, в семье не наставляют согласно законам Божьим о том, как надо поступать. Постепенно все и становится на круги своя: посеял безверие, каких всходов ждать? Но когда-нибудь Россия воспрянет…»
Становлению России, продолжает епископ Силуян, должно способствовать, в том числе, и объединение внутри РПсЦ всех старообрядческих согласий и толков, которых (так уж исторически сложилось) в стране немало. Новые храмы, по мнению духовенства, должны стать не только местом притяжения таких верующих, но и местом паломничества для тех, кто чтит традиции православия дораскольного периода.
«Конечно, раскол тот, произошедший в XVII веке, мы расцениваем не как религиозный, а как общенациональный, поскольку он коснулся и других сфер жизнедеятельности людей: политической, культурной, бытовой, - сказала в заключение беседы руководитель проекта Наталья Винник. - Трещина, возникшая в обществе тогда, лишь продолжает расширяться и углубляться. Вовлечение в свою речевую культуру уймы иностранных слов, понятий другой культуры, обесценивание своего родного языка в понимании многих соотечественников, обесценивание самого понятия «родина»… Раскол этот до сих пор имеет влияние. И все-таки многое в обществе изменилось. И шаги навстречу друг другу, надеемся, помогут укрепить нашу Святую Русь».
Оксана ВЛАСОВА
Фото Сергея БОЛОТОВА
Наталья Винник: «Если человек не понимает, что такое родное, если нет у него чувства Родины, тогда это пустой, неукорененный, слабый человек, подверженный любому влиянию»
Общественно-государственный культурно-просветительский проект «Дни русской духовной культуры в Красноярском крае» стартовал в 2011 году
400-летие со дня рождения протопопа Аввакума состоится в 2020 году. Желание участников встречи обосновать в Енисейске официальную зарегистрированную старообрядческую общину и построить храм нашло одобрение у главы города.