Говорят, повторение – мать учения. Интересно, а повторение… наступания на одни и те же грабли, это что: верность выбранному маршруту, признак постоянства или же откровенная недальновидность? Разгадать эту загадку на очередном расширенном совещании о ходе реставрационных работ в Енисейске не смог, наверное, никто. Но в том, что эти «реставрационные» грабли существуют и что они уже весьма истоптаны – сомнений нет.
Не ослабей, моя надежда…
Как же сильно изменилось в последнее время наше отношение к теме реставрации. Совсем недавно оно было связано лишь с надеждами на возрождение города, раскрытие потенциала, воскрешение памятников. И вот все отчетливее вкус горечи от осознания реальной возможности потерять эти памятники. Угроза нависла не в одночасье. Об этом говорилось – на совещаниях, в газетах, на телевидении – уже многократно. Поднимались проблемы отсутствия взаимодействия между сторонами - участниками реставрационного процесса, отсутствия квалифицированных кадров, некачественного исполнения ремонта (слово «реставрация» здесь не применяется принципиально). И вот – новое совещание, на котором поднимаются те же самые проблемы. Правда, поднимаются они теперь высокими специалистами в области охраны памятников культурного наследия, доцентами археологии и архитектуры, мастерами градостроительства – такого состава знатоков-экспертов у нас в Енисейске еще не было.
А теперь – о главном…
Заседание началось с доклада, скорее похожего на вердикт, который представил заместитель руководителя службы по государственной охране объектов культурного наследия Юрий Тихонович. Сначала немного статистики: в данное время из 22 программных объектов сданы 6; готовятся к сдаче 5. «А теперь о главном, - продолжил Юрий Васильевич. - Есть ряд актуальных проблем, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Прежде всего, это использование в интерьерах объектов культурного наследия нехарактерных статусу здания современных отделочных материалов. Иногда это делается якобы в угоду эксплуатанту, мол, за линолеумом ухаживать куда проще, чем за паркетом. В результате проектировщики идут на применение квази-материалов, неких имитаторов: термической плитки, ламината, хромированных поручней, перегородок оконных и дверных из ПВХ упрощенного дизайна, современных осветительных приборов и иных предметов интерьера, которые нивелируют историко-культурную ценность объекта культурного наследия. Попадая в такой объект, мы понимаем, что это не памятник. Может, это и удобно, но статус здания меняется».
Впрочем, меняется статус и по другим причинам: неквалифицированный подход к комплексу реставрационных работ, отсутствие взаимодействия между различными структурами и полярные мнения специалистов одной отрасли, в конце концов, сделали свое дело, искоренив из некоторых исторических памятников всю историю. И это беда не только Енисейска, утверждают эксперты, принимавшие участие в совещании. Только в Енисейске эта беда помножена на количество реставрируемых памятников и сжатые сроки проводимых работ.
«Ярким образцом этих нарушений является работа на объекте федерального значения «Троицкая церковь». Выявлены многочисленные нарушения, связанные с воссозданием декора сводчатой конструкции памятника. До сих пор не устранена воссозданная ранее кладка из кирпича с перфорационными отверстиями и пятнами пережога; работы по прокладке наружных инженерных сетей проводятся без геодезической привязки; детали фасадов - кокошники, наличники - выполняются с отступлением от проектно-сметной документации; не соблюдается размерность и форма оконных проемов. Указанные нарушения влияют не только на воссоздаваемый внешний вид объекта, но и угрожают его конструктивной безопасности, соответственно, и безопасности граждан. А зимняя кирпичная кладка? Чем это проявится, какими негативными последствиями? Богоявленский собор - ключевой объект, старейшее здание в Енисейске. Но начатые в 2016 году штукатурные работы в трапезной продолжаются силами трех рабочих. Других работ за всю зиму не проводилось (кстати, и за лето тоже). Нарушения, выявленные ранее, не устранены. Кирпич используется не предназначенный для кладки, его рифленую структуру не может скрыть даже толстый слой обмазки, которая к тому же содержит цемент вместо извести – грубейшее нарушение», - продолжил Тихонович.
Слово экспертам
«В Енисейске в какой-то степени реализуется фраза, которая пришла к нам из европейской части страны: юбилей города подчас является гибелью исторического города. Каждый город в стране, где проводились реставрационные работы, столкнулся с проблемой качества проводимых работ и сохранения подлинной ценности зданий», - заявил на совещании Владимир Иннокентьевич Царев, профессор кафедры «Градостроительство» СФУ, доктор архитектуры, автор исследований и публикаций в области истории градостроительства и архитектуры Сибири.
Руководитель службы по государственной охране объектов культурного наследия Сергей Перегудов продолжил тему: «Ситуация доведена до парадоксов, когда уже несколько лет нет взаимопонимания между заказчиком, подрядчиком и проектировщиком. Проектировщик приспосабливает под новодел помещение внутри. Снаружи получается какая-то историческая чешуя, а внутри – непонятные лестницы, перила, ограждения».
Трудно не согласиться: ситуация с «взаимопониманием» вполне классическая - истину басен Крылова еще никто не отменял… А за примерами несоответствия внутренней отделки исторической ценности так и вовсе не пришлось далеко ходить. И это отметили все гости Культурного центра, где и проходило совещание: трудно было не заметить в бывшей читальне Баландина 1898 года постройки многометровый, блестящий своей новизной и хромом пандус, больше напоминающий транспортировочную ленту в аэропорту. И речь не о том, что людям с ограниченными возможностями здоровья вход в учреждение заказан. Но почему не сделать эту внутреннюю конструкцию более органичной и компактной, ведь в конце концов это не специализированное учреждение. Хотя, судя по скользкой глянцевой кафельной половой плитке, начинающейся от самого входа, проектировщики приложили к тому все усилия. (Интересно, что перед визитом губернатора пандус все-таки убрали).
Претензии к недобросовестным проектировщикам высказал и Михаил Леонидович Меркулов, архитектор ООО «Красноярский архитектурный фонд», добавив, что отсутствие качественного проекта и должного авторского надзора – стопроцентная ликвидация объекта реконструкции.
Крик души
Не согласиться с мнением экспертов невозможно. Но разве эти слова новы? Вопрос: что теперь делать-то со всеми этими констатациями фактов? Выход-то какой? И еще вопрос: при таком количестве проверок, бывавших на восстанавливаемых объектах, неужели никто не видел этих самых пресловутых современных отделочных материалов или мешков с цементом, бесхозно мокнущих на улице? Или, может, новость - «специалисты»-непрофессионалы?
Всякая чаша бывает когда-то переполнена. Чаша терпения людского в том числе. «Сейчас хорошо все говорится. Но было ли хоть раз такое, что эксперты воспротивились подписывать некачественный проект? – возмутился владыка Енисейский и Лесосибирский Никанор. - После такой реставрации пошли трещины по церкви, ограда трещит, кресты, на которые 50 лет гарантии, облезли через 5 лет. У нас реставрация после реставрации начинается. Что тогда первые реставраторы делали? Почему не учитываются наши интересы? Для кого такая надвратная церковь нужна: ни воды, ни вентиляции? Штукатурку осыпающуюся уже какой год сметаем. 30 миллионов на ветер!»
Кто-то тихо согласился, кто-то поддержал. Но мы же, енисейцы, видим, и все киваем головами и показываем пальцами на эту слоями осыпающуюся покраску, на эти капающие весенними дождями потолки, на этот гипсокартон на карнизах, на подвалы с плесенью… Что еще нужно увидеть, кто еще должен сказать, чтобы что-то изменилось?
«Центральная часть Енисейска была сохранена неплохо, иначе мы бы не вошли в предварительный список ЮНЕСКО, - продолжает главный архитектор города Валерий Викторович Никольский. - О качестве проводимых работ на объектах мы постоянно говорим. Тревогу били неоднократно, но, к сожалению, не были услышаны. Полномочий нет, возмущаемся, пишем. Мы все уйдем, власть уйдет, а город останется. Что останется после нас? Мы пытаемся бороться с пластиком и современными материалами на памятниках архитектуры, принадлежащим частникам, а нам говорят: посмотрите, что у вас на объектах реставрации делается. Говорим о создании базы реставрационной, а сами загубили инициативу ПТУ, не заплатив студентам за практику. Группа строителей-реставраторов была сначала 16 человек, потом 3, а потом и вовсе ни одного. На такую «реставрацию» посмотришь, думаешь, лучше бы здание оставалось в руинированном состоянии».
Угроблено безвозвратно
Разрушителями, варварски относящимися к культурным ценностям, названы некоторые строительные фирмы. На доме Бородкина, считают специалисты, и вовсе проводились строительно-тренировочные работы, в результате которых историческая ценность здания утрачена безвозвратно. А где-то так же безвозвратно утрачен и сам памятник. Речь о печально известной енисейцам Иверской церкви. На сегодняшний день специалисты констатируют утрату объекта. В лучшем случае, здесь появится новодельный макет.
«Ситуация требует скорейшего вмешательства с целью корректировки того вектора, который здесь сформировался, - сказал Александр Георгиевич Лавров, профессор кафедры «Архитектурное проектирование», государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, заместитель руководителя территориального управления федерального органа, уполномоченного в области охраны культурного наследия. - Заместителем министра культуры Российской Федерации Олегом Рыжковым принято решение о проведении проверки хода работ по сохранению объектов культурного наследия в Енисейске, в том числе и на предмет использования средств федерального и регионального бюджетов. Проверка коснется и многочисленных нарушений в отношении лицензиатов, которые задействованы на работах по Енисейску. Ориентировочно в конце июня здесь появится проверочная комиссия. То, что сейчас происходит в Енисейске, не ведет к сохранению памятников никоим образом. Те предметы охраны, которые были зафиксированы министерством культуры и службой по охране памятников, игнорируются всеми. Один из поводов федеральной проверки: средства, которые были выделены экстренным путем, были израсходованы в срочном, «пожарном» порядке, и на них были сделаны некачественные проектные решения. А карманные, не побоюсь этого слова, подкупленные эксперты «подмахнули» это все, совершенно не понимая, не вникая в детали. Сейчас по большинству объектов мы и расхлебываем эти решения. Все быстренько сделалось, и все отчитались, что деньги использовались». Так и хочется добавить, что использовались они на угробление истории…
…И еще раз о граблях. «Продаю грабли с кривой ручкой: наступаешь ты, а по лбу получает идущий рядом». Видно, купили уже, раз наступают они, а лбы почесываем мы - те, кто попроще…
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора