Срединный путь » Енисейская правда_устаревший
Срединный путь
Автор: en.enpravda |
30 мая 2017 |
Просмотров: 897 |
Комментарии (0)

Срединный путьТяжелые трактора не сразу сдвинулись с места: шутка ли, стянуть привязанный к ним тросами минарет. Но вскоре народ, собравшийся посмотреть на «торжество справедливости», обдало густым облаком пыли: восьмиметровая башня, с которой и так уже давно не созывали мусульман на молитву, была побеждена, как думалось тогда, окончательно. 

Но окончательно ли? И была ли побеждена тогда вера многих людей – не ликующих над обломками храмовой части, а продолжавших тихо молиться? Это были 50-е годы прошлого столетия, и Енисейск с его разрушаемыми храмами – православными, мусульманским, иудейским - был лишь одним из множества городов страны, где происходило подобное…

 

Инструменты разные – цель одна

«Видно, с искренней верой построена мечеть была, что выстояла столько лет, не оказалась до конца разрушенной, что через столько лет восстановлена и вновь собирает верующих на молитву», - говорит Гаяз Фаткуллин, муфтий Единого духовного управления мусульман Красноярского края, которое вызвалось заниматься содержанием и эксплуатацией отреставрированной енисейской мечети. Гаяз Талгатович приехал в Енисейск через несколько месяцев после торжественного открытия храма, чтобы встретиться с его прихожанами и, конечно, провести пятничный намаз. Кстати, сейчас в мечети разрешено находиться и женщинам: специальной ширмой им отгорожено место в зале. «Очень важно, чтобы и женщина могла быть в храме, ведь если слово слушает мужчина - учится один человек, если женщина – все человечество, - после небольшой экскурсии по мечети начал наш разговор Гаяз Талгатович. – Чему учится? Добру, миру, гармонии, ведь если человек находится в гармонии с миром, он не будет сеять зло. Можно много спорить о вере, принимая или не принимая, осуждая или одобряя ту или иную. Отличия есть, конечно, но если инструменты у нас разные, то цели одни: найти добро, счастье, обрести себя, помочь тем, кто рядом».

 

Символ единства

Помощь ближним, пожалуй, самое главное проявление веры на практике. И, если посмотреть на историю нашей страны, в том числе историю нашего города, мы сможем увидеть, что в определенные ее периоды, связанные с трудностями, лишениями, бедой, народ объединялся, совершенно не различая национальностей, религий, наречий. Беседуя во время праздничных майских дней, Гаяз Талгатович, конечно, не обошел тему Великой Отечественной войны, тему победы в ней, ведь именно она, как ни что другое, показала силу народного единства: «9 Мая - величайший праздник для всех народов. Мы - поколение, которое не видело тяжестей и лишений войны. Но помнить мы обязаны, потому что когда человечество забывает старую войну, обязательно приходит новая. Если мы не хотим этого, то должны с уважением относиться к тому, что сделали люди нашей страны, какой ценой они смогли отстоять мир. По отчетам министерства обороны, каждый третий сибиряк из Красноярского края не вернулся, а в некоторых татарских селах - каждый второй. Сложно понять сейчас, что такое война, особенно поколению, которое и книг-то особо не читает, а войну в лучшем случае оценивает по фильму – интересно или неинтересно. Фронтовики, которых становится все меньше, еще могут что-то рассказать: как человек, проходя мимо куска кирпича, переворачивал его, надеясь, что это хлеб; как на одну винтовку приходилось по два-три бойца: одного убивали, второй брал, убивали второго, брал третий; как выполняли в тылу по несколько суточных норм. Люди объединились тогда, забыв, что такое рознь. В семьях принимали самых разных людей, на Кавказе детей-евреев записывали к себе в дома, хотя свои семьи большие были. Сами попадали под удар, но все равно прятали. И в бой шли плечом к плечу люди разных национальностей. Наше старшее поколение - настоящий символ единства. Знать свои корни мы обязаны. Ведь и дерево не растет, если у него корней нет».

 

Хорошее начинается внутри

«И все-таки люди устроены так, что, когда хорошо, постепенно забывается, что такое плохо, - продолжает Гаяз Талгатович, - вместо единства начинают появляться конфликты. Но стоит случиться страшному, люди вновь становятся одной семьей. Так произошло и в Санкт-Петербурге, когда один человек вдруг лишил жизни десятки других людей, устроив взрыв в метро. Жители города мгновенно сплотились вокруг беды, переживали ее вместе. Но неужели нужно горе для того, чтобы быть едиными? Можно ведь объединяться и иначе: устроить субботник, посетить стариков, сходить в храм. Объединяет? Безусловно. Мы ведь живем совсем рядом, на одних и тех же улицах. Как можно отличить дом христианина и дом мусульманина? Да никак. Мы и на праздники друг к другу ходим, будь то Пасха, Рождество или Сабантуй, Ураза-байрам. Все народности давно переплелись друг с другом и в больших, и в малых городах. Негатива хватает, конечно. Но начни говорить хорошее, делай добро, мир вокруг начнет меняться. Золотое правило – делай другим то же, что любишь и для себя. Совершай добро и в добре сам пребудешь».

Этому же учат представители мусульманского общества и молодежь. И в этом, считает муфтий, не только воспитание подрастающего поколения, но и работа против зла, в том числе экстремизма: «Эта работа и заключается в сеянии мира. Ведь экстремизм имеет очень давние корни. Чаще всего он вырастает там, где у людей экстремальные условия жизни. Просто так человек экстремистом не станет: были, значит, тому какие-то предпосылки. А поскольку экстремизм - крайняя форма во всем, то наша задача состоит в том, чтобы у людей не было крайностей, ведь ислам - путь срединный между яростью и спокойствием. Мы издаем свою газету, наполняем сайт, встречаемся с молодежью, посещаем места лишения свободы. Вот и в енисейской тюрьме побывали, ведь и там люди, осужденные по разным статьям, в том числе за экстремистскую деятельность. Наша принципиальная позиция в том, что экстремизм – зло, а зло ни совершать нельзя, ни воздавать им за другое зло нельзя. Кто-то думает, что действует ради благих целей. Но зло не может породить добро в принципе».

 

Пусть победит добро

Тему противостояния злу продолжил муфтий, рассказывая о деятельности мусульманского общества в Красноярском крае. Помимо благотворительности (а помощь здесь может получить любой нуждающийся вне зависимости от конфессиональной принадлежности), общество еще и выступает с различными инициативами или активной поддержкой определенных инициатив. «Любой верующий стремится уменьшать грех; он всегда будет искать и находить добро, а найдя, будет стараться его культивировать. Представители мусульманского общества входят в комиссии по нравственности, в общественные советы при администрациях, при силовых структурах. Если говорить о поддержке инициатив, то мы полностью разделяем инициативу начальника Главного управления МВД России по Красноярскому краю Александра Речицкого по введению «трезвых» пятниц. Ведь от 40 до 70% преступлений совершается под воздействием алкоголя или наркотиков. Почему хотя бы один день не постараться сделать трезвым, запретив продажу спиртного? Может, меньше преступлений будет, в том числе и на дорогах. Можно спорить об эффективности, но обратить внимание на эту проблему следует. Сейчас преступность и так молодеет, а кругом еще доступность алкоголя и реклама безалкогольного пива… Мое мнение такое: людей с детства приучают к алкоголю, и следующим шагом будет уже пиво с процентными показателями алкоголя на этикетке. И детское шампанское, - убежден муфтий, - тоже вовлечение в алкоголизацию. В последнее время нам часто навязываются ложные ценности, все плохое представляется как хорошее, и наоборот. Еще с одной инициативой мы выступали, обращаясь в депутатские корпуса. Включи телевизор в любое время. Что там? Распущенность, убийства, насилие, кровь… Вроде бы хороший замысел у некоторых передач – изобличить злодеев. Но, по сути, получается, один человек совершил преступление, а транслируется оно негативом на миллионы других людей, в ком-то вызывая негодование и осуждение, в ком-то – соблазн, в ком-то – страх. Почему бы нам это не ограничить? В Красноярске взяли на себя инициативу и стараемся ее распространить: не просто проводить разовый субботник на кладбище, а всегда поддерживать там чистоту. Убрал свое, видишь, рядом заброшенное - что тебе стоит убрать? Часто же бывает наоборот: убрал свое - бросил на соседнее. Почему у нас такое отношение ко всему? Нужно изменять себя. Хочешь изменить мир, начни с себя». 

 

Своя дорога

Когда-то изменить себя захотелось и самому Гаязу. Он с детства воспитывался в мусульманской семье, при этом прошел, как все дети Советского Союза, и октябрятство, и пионерию. «Бабушка еще в царское время получила религиозное образование, - вспоминает муфтий. - Она не переставала молиться даже во время репрессий. Они жили с дедушкой тогда в Дзержинском районе, под Канском. Их дважды репрессировали, дважды раскулачивали, тем не менее веру они сохранили, воспитали детей, а у них их было семеро, но кроме двух дочерей, одна из которых – моя мама, никто не выжил. Пять сыновей погибли, в том числе и на фронте. Дядя мой, Минахмат Муллабаевич Гайсин, воевал, письма с фронта писал арабской графикой. В последнем письме из-под Минска написал, что выдали каски, вооружение, обмундирование… А бабушка все молилась, читала Коран… И меня с детства к этому приучила, для меня это было совершенно естественно. И по-арабски читать и писать меня бабушка научила. Но все же этого мне было мало». Наступил в жизни Гаяза период, когда появилось много вопросов, и, вернувшись после армии в Красноярск, он вскоре попадает на уроки учительницы, которая приехала из Казани преподавать в воскресной школе. Тогда он понял, что ислам – это его путь. Отучившись два года в воскресной школе, поступил в Нижегородское медресе, затем продолжил обучение в Российском исламском университете, после - в Московском исламском университете, вернувшись из которого и начал работать в Красноярске. «Не все получалось, - признается Гаяз Талгатович. - Ведь работа с людьми – это всегда сложно. Строитель видит свою работу, пекарь, а священнослужитель – не всегда. Но самая лучшая благодарность – видеть улыбки на лицах людей, их радость, счастье. Но опять же: сегодня - улыбка, а что будет завтра – еще неизвестно. Вспоминаю один момент, когда преподаватель в Казани сказал: «Напишите на листе, для чего вы пришли учиться?» Я тогда написал, чтобы люди жили с Всевышним в сердцах и с миром в головах. Это и есть моя личная цель – помочь людям научиться этому. Неважно, по какой причине человек приходит в храм: ему больно, плохо, он сомневается, согрешил, нужна помощь, поддержка, разъяснение. Важно, чтобы после беседы со священнослужителем ему стало легче».

 

Не только слова

Сейчас и у енисейцев есть возможность приходить в мечеть, причем, подчеркивает муфтий, прийти в нее может каждый желающий вне зависимости от религиозных взглядов. «В январе вновь открылась наша мечеть, которая является памятником культуры. Значимое событие. К сожалению, многие люди, которые начинали принимать участие в первом ее возрождении, еще в 90-х годах, не дожили до этой радости. Но пришли их дети, внуки. С того дня мечеть начала работать. Люди верующие поддерживают здесь чистоту и порядок, проводят субботники. Ведь молитва – это не только слова, но и хорошие дела, пусть даже небольшие. В Енисейске есть люди, которые своим делом и словом доказывают, что они достойны быть примером. Хочется их особо отметить. Это Альфинур Абдуловна Гафарова и Рахимзян Салимзянович Димухаметов. Любое дело получается у них очень искренне. Они не ждут, пока кто-то обратится за помощью, а сами подходят с советом или поддержкой. Бывает, что мы устаем, отчаиваемся, но вовремя попадаются такие люди, готовые искренне помочь тебе делом или даже добрым словом. И это уже очень много. Когда таких людей будет больше, то и жизнь наша будет меняться. А еще, уверен, - добавил в заключение беседы Гаяз Талгатович, - величие нашей страны возрастет, когда мы будем едины, тогда нас будет не разлучить и не сломить. Нам есть вокруг чего объединяться, ведь наша страна, наш край – общий наш дом, и жить в нем хочется дружно, в согласии и мире».

Оксана ВЛАСОВА

Фото автора

 

 

Протоиерей Андрей Чугунов: «Ислам, как и христианство, - мировые религии, которые несут в себе добро, мир. Это очень важно в наше неспокойное время. Важно, чтобы люди видели, что представители той или иной конфессии умеют грамотно, культурно вести диалог. Это является лучшим ответом для тех, кто пытается разжигать и искажать истинное вероучение. Очень ценно наше взаимопонимание и сотрудничество».

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем



Другие новости по теме:

Друзья сайта

Мы в соц.сетях
*****************************************
*****************************************
Полезные ссылки
Портал государственных услуг Российской Федерации Как зарегистрироваться на портале госуслуг Gosuslugi.ru
Популярные теги
Календарь
Праздники сегодня
Что-нибудь
Яндекс.Метрика