Воздушной трассе «Аляска - Сибирь» - 75 лет
Китайский философ Чжуань Цзы сказал: «Жизнь конечна, тогда как знание бесконечно». Безусловно, все знать невозможно, особенно если какие-то исторические факты долгое время находились под грифом «Секретно»… Вот и о воздушной трассе «АлСиб» я услышала впервые.
Выход найден!
75 лет прошло со дня запуска в эксплуатацию воздушной трассы «Аляска - Сибирь» («АлСиб»). По этой трассе между Аляской и СССР перегонялись американские боевые самолеты, поставляемые США в нашу страну. Долгое время все материалы об этом были засекречены. Открыли их для масс в 90-е. И только тогда служившие на этом участке тыла офицеры смогли получить удостоверения ветеранов Великой Отечественной войны.
Большие потери Советского Союза в воздушных боях с самого начала Великой Отечественной войны, превосходство немецкой техники над нашей – это еще не все причины, по которым началась работа с союзниками.
Техника, боеприпасы, медикаменты доставлялись на фронт по трем маршрутам – тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. И ни один из них не был безопасным. Конвои гибли под немецким обстрелом. Транспортировка так необходимой на фронтах техники занимала более четырех месяцев. Поэтому маршрут Аляска - Чукотка – Колыма – Якутия – Красноярск был настоящим спасением для воевавших на передовой. Эта трасса была построена в рекордно короткие сроки, в течение 10 месяцев. Командовать ее прокладкой Госком обороны назначил известного полярного летчика Василия Молокова, чьим именем сегодня названы улицы во многих городах нашей страны, в том числе и в Енисейске. Василий Сергеевич до войны жил в Красноярске, работал на Енисейской авиалинии, летал через всю Восточную Сибирь и Камчатку. В этом направлении и пролегла перегоночная трасса.
Помимо усовершенствования имеющихся аэродромов, были возведены дополнительные. Но и по этому маршруту были потери с обеих сторон, особенно в первый год работы. Из-за морозов часто лопались шланги. Столкнувшись с такой проблемой, наркомат внешней торговли СССР направил в США рецептуру морозостойкой резины. И союзники, стараясь учитывать все замечания и предложения с нашей стороны, быстро устраняли недостатки в конструкции и производственные дефекты. Самолеты летели в туман, мороз, снегопад, шторм. Нередко из-за обледенения техники летчикам приходилось совершать вынужденные посадки, которые, как правило, заканчивались трагически. На что могли рассчитывать экипажи в этом случае? Дремучие леса, бескрайняя тундра, горные чукотские хребты… Шла война, и о поисково-спасательных экспедициях можно было только мечтать. В таких условиях терялись даже опытные летчики, участвовавшие в воздушных боях и переброшенные на этот участок с фронта. Не было опыта полетов вслепую, по приборам. Многому приходилось учиться заново, т.к. ускоренные летные курсы давали лишь основные знания. Кроме того, в союзнических самолетах все было на английском языке и приборов намного больше, чем в наших. Летчики губной помадой наносили метки на шкале приборов и все равно поднимались в воздух. Они летели, потому что самолеты эти ждали на фронте.
Погружение в историю
Исследовательская работа, оказывается, очень интересна. Ты соприкасаешься с историей, пытаешься проникнуть в суть вещей прошлого, представить себя на месте людей того времени, ищешь ответы на волнующие вопросы. Знакомясь с материалами о трассе «АлСиб», читая воспоминания очевидцев, подумалось: «А не принял ли участие, например, в строительстве трассы кто-нибудь из Енисейска?» Это заставило меня обратиться за помощью в Енисейский архив. Его сотрудников тоже заинтересовала эта тема. Главный хранитель фондов Лариса Чуруксаева вместе со мной просмотрела архивные документы военных лет. К сожалению, среди документов Енисейского аэропорта - только приказы по личному составу с 1949 года. Тогда, может быть, есть хоть несколько слов о летчиках этой воздушной дороги жизни в прессе тех лет? Конечно, надежды было мало ввиду секретности всей кампании, но все же…
Листаю пожелтевшие страницы газеты «Енисейская правда» за 1942 год… Подумать только, она выходила в самые трудные годы, была достоверным источником информации! Ее главной темой на протяжении пяти лет была война. В каждом выпуске – вести с фронта, сводки, солдатские письма, важные переломные моменты в сражениях, обстановка в оккупированных немцами территориях, о помощи фронту колхозников, школьников, фотографии отличившихся снайперов, танкистов, летчиков, санинструкторов, пионеров, о партизанском движении, выдержки из дневников пленных немецких солдат… Абалаково, Погодаево, Подгороное, новогодние елки в школах, обязательства домохозяек… В № 8 от 18 января 1942 года под рубрикой «Международное обозрение»: «Президент США Рузвельт обратился к конгрессу (парламенту) с посланием, в котором намечает широкую программу военного строительства. В предстоящем бюджетном году США израсходуют на вооружение и другие нужды 53 миллиарда долларов. В 1942 году Соединенные Штаты Америки предполагают выпустить 60 тысяч самолетов, в 1943-м – 125 тысяч. Танков в 1942 году будет построено 45 тысяч, а в 1943 году – 75 тысяч. Значительно расширится также производство орудий и другого вооружения, строительство торговых и военных судов. Выполнение этой колоссальной программы увеличит боеспособность вооруженных сил США и сослужит большую службу всем державам – участникам антигитлеровского фронта».
Наверняка часть воздушных судов по этой программе «своим ходом» была переправлена на фронт по «АлСибу», но подтверждения этому предположению в нашей газете я не нашла. Секретно, значит, секретно.
Фонды Енисейского краеведческого музея тоже не располагали материалами на интересующую меня тему. «Об участии енисейцев в обслуживании, создании каких-либо аэродромных коммуникаций на «АлСибе» сказать сложно», - говорит научный сотрудник музея Юрий Ромашков. – Енисейск находился в стороне от этой трассы. Хотя кадровый потенциал был: задолго до войны в городе был организован авиаотряд. Наши летчики, естественно, были задействованы на передовой, в транспортной авиации, которая по мере возможностей обеспечивала нужды тыла, а также попавших в окружение соединений наших войск. А маршрут пролегал через Красноярск, Новосибирск, Омск до Москвы, откуда самолеты разлетались по фронтам бить фашистов. И поисковые отряды сегодня по крупицам собирают осколки живой истории воздушной перегоночной трассы «Аляска - Сибирь». Это, как правило, знаменитые «Аэрокобры», «Бостоны», упавшие в тайге, под Красноярском. Ведь нередко самолеты на маршруте бились, терялись по разным причинам: метеоусловия, заводской брак, ошибка пилота, не до конца изученные технические характеристики воздушного судна. Сегодня все больше открывается материалов по этой теме. И фильм Александра Рогожкина «Перегон» основан на вполне реальных событиях».
Вот, пожалуй, и все, что мне удалось узнать по новой для меня теме. Но работать было интересно и… полезно. Во-первых, я открыла для себя еще один немаловажный факт о Великой Отечественной войне. Во-вторых, теперь я знаю в чью честь названа улица в микрорайоне Вологдинка. В-третьих, совместная работа с сотрудниками архива и музея позволила познакомиться с людьми, увлеченными своей профессией. А если кто-то из земляков откликнется, прочитав этот материал, поделится своими знаниями или найдутся очевидцы, значит, и вовсе все не зря. Возможно, тема эта заинтересует юных историков нашего города или района, и они проведут более детальное исследование, задействовав источники Красноярска, Новосибирска, Омска.
Вспомнить сегодня всех, кто строил, обслуживал трассу и перегонял самолеты, конечно, очень сложно, но мы должны помнить об этой странице в нашей истории как еще об одном подвиге за гранью возможного и извлечь для себя уроки. Несмотря на резко отличающийся государственный строй в странах антигитлеровской коалиции, они все же смогли прийти к соглашению и объединиться.
Ирина СИБГАТУЛИНА
В статье использованы материалы сайтов «Военное обозрение» (topwar.ru) и tvzvezda.ru
Аварийность на трассе «АлСиб» была очень высокой. За три года ее существования погибло 115 человек. По словам Героя Советского Союза Ильи Мазарука, американцы о советском участке говорили так: «По этой трассе могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские»
По «АлСибу» за 1942-1945 годы перегнали около 8000 самолетов. Сейчас по всей трассе стоят обелиски в память о погибших