О проблемах сельских территорий и сложностях реализации федеральной программы по устойчивому развитию сельских территорий шла речь на экспертном совещании, прошедшем на площадке Народного фронта с участием депутатов Госдумы, экспертов по сельскому хозяйству. Мероприятие состоялось накануне запуска серии исследований по оценке эффективности реализации данной программы. Мониторинги будут осуществляться в рамках общественного проекта «Гражданский контроль на сельских территориях» силами Российского союза сельской молодежи (РССМ) и Народного фронта. Планируется опросить сельских жителей, провести рейды по объектам инфраструктуры с целью выяснить, насколько разумно тратятся государственные средства, выделяемые на развитие села.
По данным исследований ОНФ, проведенных за последние два года, уровень и качество жизни сельского населения сильно отстают от уровня жизни в городах. Несмотря на динамичное развитие агропромышленного комплекса, отток людей из села растет. При этом федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», рассчитанная до 2020 г., реализуется в стране уже три года. Ответственные министерства и ведомства рапортуют, что целевые индикаторы и показатели госпрограммы выполняются и перевыполняются. Однако, по мнению активистов ОНФ, программные мероприятия не обеспечивают заметных темпов развития жилищной, социальной и инженерной инфраструктуры села, необходимых для повышения качества жизни сельского населения.
По прогнозу Росстата, к началу 2020 г. численность проживающих в селах сократится до 35,5 млн человек, к началу 2030 г. – до 32,3 млн, а доля населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3%. Такая ситуация осложняет решение проблем более полного и эффективного использования природного и материального потенциала сельских территорий, импортозамещения и повышения продовольственной независимости и безопасности страны.
Между тем, в сельской местности проживает 36% всех российских безработных и почти 40% малоимущих. Уровень безработицы сельского населения существенно выше уровня безработицы городских жителей, в 2016 г. он был выше в 1,7 раза.
Модератор совещания, председатель РССМ, член Центрального штаба ОНФ Юлия Оглоблина подчеркнула, что в последние годы в целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика так называемой оптимизации сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличению радиуса их доступности.
«Мониторинги, проведенные ОНФ и РССМ в 2016–2017 гг., сформировали реальную картину состояния социальной инфраструктуры на селе. Например, исследование доступности и качества медобслуживания для жителей сельских территорий, в котором прияли участие более 10 тыс. человек из 58 субъектов, позволил сделать вывод, что эти показатели за последний год существенно снизились. А исследование по кадровому обеспечению АПК, в котором участвовали 1,5 тыс. студентов аграрных вузов, техникумов и училищ из 60 регионов, выявило, что работать на селе после получения диплома не собираются 35% опрошенных. Основными причинами отказа они назвали низкую заработную плату в сельском хозяйстве и отсутствие инфраструктуры на селе», – сказала она.
Первый заместитель полномочного представителя Республики Мордовия при президенте РФ Дмитрий Торопов считает, что для изменения ситуации необходимо пересмотреть объемы строительства на селе и в городе в пользу села, с созданием новых производств. «В этой ситуации предлагаю межведомственному комитету при Минсельхозе РФ предоставить больше полномочий регионам в этом вопросе. Также нужно пересмотреть налоговую политику в отношении сельских поселений и муниципальных образований, увеличить финансовую поддержку развития сельских поселений, в том числе дорожного фонда», – отметил он.
Также было предложено модернизировать финансово-кредитную систему обеспечения сельских поселений. «Банки вкладываются в крупные проекты, им нет дела до простых жителей села, которые хотят развивать свои территории. Зачастую кредиты получают крупные компании, находящиеся в столице. Можно перенять зарубежный опыт в этой сфере. Например, в Германии в каждом муниципалитете есть сберегательные кассы, которые выдают деньги местным сельхозпроизводителям, и расходовать их можно только в рамках данного конкретного муниципалитета», – рассказал главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Василий Узун.
Юлия Оглоблина напомнила, что президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию поручил правительству установить ответственность за недостижение показателей результативности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства.
Именно для исполнения поручений главы государства активисты ОНФ и Российского союза сельской молодежи проведут ряд мониторингов, общественных рейдов по объектам социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, которые приняли участие в реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.». Одновременно будет проведен опрос жителей сельский территорий, на территории которых за последние три года были реализованы мероприятия федеральной целевой программ «Устойчивое развитие сельских территорий» на предмет эффективности реализации мероприятий данной госпрограммы.
Она подчеркнула, что все предложения по изменению ситуации на селе, прозвучавшие на совещании, будут учтены при исследованиях. По их итогам будет составлен рейтинг регионов по эффективности реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Также будут определены наиболее успешные проекты по развитию сельских территорий, реализованные в рамках программы, их опыт будет предложен для применения по всей территории страны.
Пресс-служба ОНФ