Кто-то сказал, что патриотизм – это не тогда, когда ты просто (безусловно) любишь свою Родину, закрывая глаза на ее недостатки; настоящий патриотизм – любить, но замечать и радеть об исправлении. В том, что школьники и студенты Енисейска испытывают истинную любовь к своему городу, не осталось сомнений ни у кого, кто принял участие в весенней сессии проектной школы «Енисейск-2020».
Эта школа работает уже несколько лет, являясь частью регионального инфраструктурного проекта «Территория-2020» - грантового конкурса для молодых людей Красноярского края от 14 до 30 лет. Обычно в течение сессии проходит трехдневное обучение, итогом которого становится молодежный форум, где и происходит защита идей перед экспертной комиссией. В случае успешной разработки и защиты проекта у молодых людей есть реальная возможность получить финансовую или административную поддержку на то, чтобы воплотить его в жизнь. Это и есть тот самый реальный шанс сделать что-то своими руками в своем городе.
В этот раз тренером ребят выступила Анастасия Бикенева, руководитель «Территории-2020», которая в течение двух дней проводила занятия со школьниками и студентами на базе молодежного центра города. По признанию Анастасии, уже во время обучения был понятен патриотический настрой молодых проектировщиков: большинство идей направлены на благоустройство, на то, чтобы сделать город лучше, а жизнь в нем интересней. «Город особенный, с большим количеством исторических мест, пропитанный неповторимой атмосферой. Это, конечно, влияет и на молодых людей, которым хочется, чтобы и сами жители, и приезжие знали его богатую историю, чтобы больше здесь было туристов. Очень здорово, что ребята заряжены что-то менять в Енисейске. Да, они говорят о том, что живут в далеком маленьком городке, где так много несовершенного, но они готовы включаться в работу и что-то исправлять», - подводит некоторые итоги тренер. Ну а итоги окончательные совсем скоро, ведь с минуты на минуту начнется защита молодежных проектов.
…«В нашем городе недостаточно мест для проведения досуга. Обычно молодые енисейцы отдыхают в кинотеатре или проводят свободное время в Интернете. Мы решили сделать жизнь горожан интересней и разнообразней», - доказывают актуальность своего проекта юные разработчики из школы № 1. Взамен скуки и однообразия ребята предлагают… счастье! Праздник, который они планируют провести в один из летних дней, так и называется «Фестиваль енисейского счастья», коротко - «ФЕС». Караоке, букросинг, современные танцы и музыка, воздушное моделирование, катание на роликах и скейтборде – лишь часть программы. А в завершение фестиваля ребята предложили добавить ярких красок в жизнь его гостей и участников, причем в самом прямом смысле. Вы еще никогда не переливались всеми цветами радуги после веселых «холи-батл»? Тогда у вас есть шанс: «ФЕС» получил полную поддержку.
Порассуждать на тему «счастье» предложили и студенты Енисейского педагогического колледжа. Для них счастье – это день рождения любимого города. А потому подарок, который они хотели бы сделать к его юбилею, так и называется «Автобус счастья». Учащиеся художественно-графического отделения выразили готовность собственноручно расписать автобус из парка автотранспортного предприятия, чтобы, проезжая по улицам, он поднимал горожанам настроение. Пока интересная идея таковой и осталась. Но до юбилея еще время есть!
Автобусную тему, правда, совершенно в другом ракурсе, продолжили учащиеся школы № 2. Расписание автобусов, а вернее, его неясность и отсутствие к нему доступа у большинства граждан – большая проблема, считают инициаторы проекта «Будь в курсе». Они предлагают разместить на всех 55 городских остановках ламинированные таблички, где было бы указано расписание и интервал движения транспорта. Работа большая. Надеемся, специалисты автотранспортного предприятия поддержат инициативу ребят, ведь эксперты ее уже поддержали.
Доступом к информации, теперь уже исторической, озаботилась еще одна команда этой же школы. «Свиток - хранитель истории» называется проект, включающий в себя разработку и создание визуальных маркеров, размещение которых планируется около архитектурных памятников города и исторически значимых его мест. И это, по задумке проектировщиков, не только поможет хотя бы отчасти наладить туристскую навигацию в городе, но и поможет жителям города помнить о богатой истории своей земли. Убедили! Поддержано! Пробуйте!
Самостоятельному прокладыванию туристских маршрутов (и это тоже тема туристской навигации) могут поспособствовать карты и таблички с нанесенными на них объектами туристского интереса, считают учащиеся школы № 9, разработавшие проект «Я. История. Город». Кроме того, они смогут повысить уровень знания истории города у населения. Пока ребятам дали рекомендации и посоветовали обратиться к потенциальным партнерам.
Обратиться к консультантам и правильно подобрать старших помощников для успешной реализации проекта «Веселое детство» предстоит и студентам Енисейского многопрофильного техникума. Они готовы приступить к строительству детской площадки в одном из районов города, понимая, насколько не хватает в городе мест, где родители вместе с детьми с пользой провели бы время на свежем воздухе.
Этим же – полезным досугом на свежем воздухе – озадачились и учащиеся школы № 3. Местом для организации «Досуга с уютом» (так называется их проект) ребята выбрали беседку на территории кафе «Домино». Здесь, мечтается школьникам, можно было бы проводить игры и занятия для детей, можно было бы ставить небольшие сценки, устраивать конкурсные программы. Еще один проект этой школы «Вернуть историю в библиотеку». Навести порядок в сквере у детской библиотеки, разбить цветочные клумбы, организовав здесь дополнительное место отдыха для жителей города – их желание.
С цветами связан еще один проект – «Звезды памяти». Причем ребята из школы № 7 даже предположили, что это могла бы быть красная календула, которая, по мнению инициаторов идеи, отвечает его содержанию: облагородить территорию около памятника воинам-интернационалистам. Что ж, закупайте семена и привлекайте помощников! Поддержано!
Привлечь помощников-волонтеров предстоит и молодежному центру, ведь создание «Молодежного сквера» потребует рабочих рук. Зато потом всем вместе будет где провести время в теплые летние деньки, когда дел много, а сидеть в душном, пусть даже очень уютном помещении, не хочется.
Не хочется этого и учащимся школы № 9. Они готовы провести целое «Лето на траве», устраивая при этом физкультурно-массовые зарядки, спортивные квесты и даже подготовку к сдаче норм ГТО. Присоединяемся!
Не до скуки и любителям экстремальных видов спорта из школы № 1. Они предлагают реконструировать имеющуюся в городе скейт-площадку и даже перенести ее в другое место. Можно, считают ребята, организовать и прокат спортинвентаря. Местом, где могли бы развернуться экстремально-спортивные действия, школьники называют городскую набережную. Правда, для этого было бы неплохо в вечернее время перекрывать ее от автомобильного транспорта. Специалисты городской администрации говорят, что решение этого вопроса не за горами, а значит, у ребят есть все шансы на полную реализацию проекта, тем более что эксперты его поддержали.
Еще один проект, связанный и со здоровым образом жизни, и в некоторой степени с безопасностью, тоже принадлежит учащимся школы № 1 и называется «Велопарковка». Наличие специально оборудованных мест для стоянок велосипедов, считают ребята, принесет удобство для велосипедистов города, которых с каждым годом становится все больше. К тому же велопарковки могут снизить количество угонов велосипедного транспорта. Актуально. Поддержано административно. Еще одна команда этой школы предлагает создать арт-объект около автовокзала города, где туристы могли бы оставить пямятку о себе в виде завязанной ленточки. Ребята уже и эскиз такого объекта разработали, так что после некоторых согласований у них есть возможность воплотить свою задумку в жизнь. Экспертов они убедили.
Немного подождать с воплощением своих проектов, возможно, отложив их до осенней сессии, придется двум другим разработчикам. Очень серьезной, масштабной и актуальной выглядит идея команды школы № 2. Создание безопасной игровой зоны для школьников, включающей в себя и спортивные комплексы, приспособленные для детей с ограниченными возможностями здоровья, - необходимость для города, убеждены ребята. Эксперты и не спорят. А вот над ресурсной базой стоит поработать. Это же предстоит сделать и воспитанникам Центра дополнительного образования (кстати, самым юным участникам). Самая настоящая «Ферма», по их задумке, должна появиться на станции юннатов. А разводить на этой ферме планируется живой аквариумный корм.
Вот такие разные взгляды, идеи, задумки были на этот раз в проектной школе. По итогам из шестнадцати допущенных к защите проектов восемь получили финансовую поддержку и один – административную. Это вовсе не значит, что другие проекты хуже. Просто есть возможность их немного доработать до осенней сессии проектной школы. Мы специально озвучили все молодежные идеи, даже те, на воплощение которых пока не выделены средства. Очень хочется, чтобы взрослые, может быть, увидев себя партнерами, наставниками или спонсорами, могли подключиться к молодежным инициативам. Ведь вместе – значит продуктивнее.
Оксана ВЛАСОВА
Фото из архива молодежного центра г. Енисейска