«Мы уже проходим Зырянку. Ориентировочно минут через сорок будем у вас», - сказал капитан яхты «Елизавета», которая почти двое суток как отчалила из Красноярска, устремившись в кругосветное путешествие «Маршрутами великих экспедиций». Не припомню, когда еще сорок минут тянулись так долго. Заняв в ожидании подхода судна самое высокое место на набережной, я старательно высматривала парус, который, по моим представлениям, должен был вот-вот показаться из-за поворота реки, рассекая небесную синь. В памяти тут же возник образ юной Ассоль… Ох уж эти сорок минут!
Маршрутами великих экспедиций
Судно подошло почти в темноте. Без паруса. Это уже потом, беседуя с капитаном яхты Валерием Кокоулиным, я узнаю, что парус предназначен для северного этапа маршрута. Пока просто спешу запечатлеть момент причаливания «Елизаветы» к енисейской пристани. Зачем? На память, конечно. Хоть таким образом немного прикоснуться к кругосветке, к путешествию, о котором мечтают многие, отваживаются же на него – единицы.
Впереди – полный приключений, романтики, преодоления трудностей и испытаний путь длиною в 31000 морских миль (более 57 тыс. км). К 2020 году яхта должна пройти семь этапов кругосветной экспедиции и с восточной стороны вернуться в точку начала путешествия - Красноярск. Сейчас команда «Елизаветы» в течение 46 дней будет покорять путь от краевого центра до Кронштадта – это первый этап экспедиции, Енисейско-Арктический, протяженностью в 3162 мили. За ним последуют Европейский, Трансатлантический, Американский, Антарктический, Тихоокеанский и Восточно-Арктический. На каждом этапе команда будет частично меняться: все зависит от того, кому какие моря и страны более интересны. К слову, формирование составов команд на будущие этапы открыто до сих пор, так что при особом желании вполне можно присоединиться к покорителям морей и океанов.
Яхта… на телеге
…В Доме пионеров Красноярска было много кружков, но десятилетнему Валере захотелось попробовать сделать своими руками маленькую яхту. Потом, несколько лет посещая судомодельный кружок, он делал их постоянно. Чуть позже из рук юного кораблестроителя стали выходить радиоуправляемые модели яхт, с которыми он занимал первые места на всероссийских и даже всесоюзных соревнованиях по судомоделированию. Тогда же появилась мечта о собственной настоящей большой парусной яхте, чтобы самому ею управлять, друзей возить, в соревнованиях участвовать. Юношеская мечта… Но именно она в результате привела Валерия Викторовича Кокоулина к тому, что однажды он стал президентом региональной общественной организации «Красноярская федерация парусного спорта». Более 12 лет он был яхтенным капитаном с опытом хождения на большие расстояния, четыре раза участвовал в Кубке Залива Петра Великого, имеет международный диплом яхтенного шкипера и радиооператора.
«В 2003 году я случайно попал на яхту «Вега», приняв участие в большой крейсерской регате на Красноярском море, - рассказывает Валерий Викторович. – Пробыв на ней неделю, уже на обратном пути, получив практическое подкрепление своей юношеской мечте, стал выспрашивать у людей знающих, где и как можно в Красноярске купить яхту». Ему посоветовали посмотреть корпус, сделанный несколько лет назад на красноярском комбайновом заводе. Он уже начинал ржаветь, но руководивший в то время федерацией парусного спорта Валерий Гаврилов сказал начинающему яхтсмену: «Этот корпус вполне может прожить сто лет». Сто лет! Эти слова были решающими для Валерия Викторовича, и уже через несколько дней корпус длиною в 17 метров был привезен на телеге… во двор многоквартирок. «Сказать, что соседи были в шоке – ничего не сказать, - вспоминает смеясь Валерий Викторович. – К счастью, с ними удалось договориться. Полтора года приводил яхту в порядок».
Все, что можно, будущий капитан делал самостоятельно. Теперь эту яхту, названную, к слову, в честь младшей дочери Валерия, знают многие: она несколько лет принимала участие в различных соревнованиях, катала туристов, знакомила с азами хождения под парусами. Но что, пожалуй, самое ценное - на яхте «Елизавета» каждое лето бывали ребятишки из детских домов Красноярска и Красноярского края. Мальчишки и девчонки с огромным удовольствием пробовали себя в роли помощников боцмана, рулевого или кока. Встать под паруса, как это делали великие мореплаватели, выпрямиться у штурвала или крепко-накрепко завязать морской узел, а заодно освоить несколько судоходных терминов… Мечта всех мальчишек!
А у капитана яхты появилась новая мечта.
По морям, по волнам
Пройти на парусном судне с востока на запад. Изучить Карское море на предмет судоходства для малых судов, пройти по следам гидрографической экспедиции Александра Колчака, в результате которой была открыта северная земля… Сейчас это стало целью первого этапа кругосветки, мечта о которой появилась пять лет назад у руководителя проекта Алексея Логинова. С «Елизаветой» и ее капитаном Алексей Львович познакомился лет десять назад. Являясь членом попечительского совета Красноярского отделения Русского географического общества, организатором и участником парусных походов в Средиземном, Карибском, Андаманском морях, Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, имея опыт годовой зимовки на Северном полюсе, вице-президент Ассоциации полярников Алексей Львович и озвучил первым идею о кругосветном путешествии.
Эта идея стала обрастать разработками предстоящего путешествия. Нужно было основательно подготовить яхту к дальним странствованиям, сшить новые паруса, в том числе и штормовые, изготовить аварийный румпель и новый винт, провести полную ревизию оборудования, придумать, как положить мачту, ведь парус над яхтой будет поднят впервые только в Дудинке. Была составлена программа путешествия, поставлены задачи, среди которых составление путеводителя с описанием мест швартовки и зон связи, а также населенных пунктов, где путешественникам можно, например, дозаправиться топливом, получить медицинскую помощь или же найти питьевую воду. Исследование океанского дна, сбор образцов флоры и фауны, атмосферных осадков, почв и грунтов на протяжении всего маршрута с последующим изучением их в лабораториях, а также проведение наблюдений за воздействием человека на окружающую среду с описанием видимых нарушений – еще одна огромная задача проекта, старт которому дан в Год экологии. Кроме этого находящаяся на борту аппаратура поможет исследователям произвести, тестируя, сравнение систем навигации ГЛОНАСС и GPS, что даст возможность выявить погрешности в географических данных.
На борту яхты – настоящие профессионалы, имеющие большой опыт морских экспедиций. Так, капитаном судна на часть маршрута от Дудинки до Кронштадта станет Алексей Христофорович Павлов - штурман, инженер-гидрограф, окончивший арктический факультет Государственной морской академии им. Макарова. Он работал в Арктической гидрографической экспедиции на научно-исследовательском судне «Эдуард Толль», руководил навигационным отрядом на геологоразведочных судах в Охотском море, шельфах Вьетнама и Мексики.
У пристани
Пока одни участники экспедиции занимались кое-какой подготовительной работой на судне, другие, пользуясь случаем, совершили прогулку по нашему старинному городку, заглянув в отреставрированный архив и краеведческий музей. Твердой земли под ногами они теперь не ощутят несколько дней, вплоть до Игарки. Впереди еще две небольших остановки, а потом – выход в открытое море.
…«Елизавета» еще немного постояла у енисейской пристани, тихонечко покачиваясь на мягких волнах, словно набираясь сил перед дальним своим плаванием. Еще чуть-чуть и яхта заскользит по Енисею, время от времени обгоняя отраженные в его воде белопенные облака. Совсем скоро облака эти обратятся белоснежными льдинами в северных морях, и яхта подставит свои новые паруса порывам штормового арктического ветра… Все! «Отдать концы!» Дерзай, «Елизавета»!
Оксана ВЛАСОВА
Фото Алексея ГУСЕВА (телеканал «Енисей»)
Впечатления
Алексей Гусев, оператор телеканала «Енисей»: «Счастлив, что выпал такой шанс хоть немного поучаствовать в кругосветном путешествии. К сожалению, для меня экспедиция длилась только два дня, в Енисейске я уже схожу на берег. А потому и среди впечатлений от пройденного маршрута – долька разочарования, ведь хочется пойти до конца. И все равно я счастлив. Команда отличная, с кем-то уже был знаком, с кем-то познакомился здесь. Буду обязательно следить за продвижением экспедиции». Во время пути Алексей занимался фото- и видеосъемкой.
Иван Ширяев, путешественник, член РГО: «На яхте оказался почти случайно. Дело в том, что я реализую свой собственный географический проект, цель которого посетить абсолютно все города России. Совсем недавно я не представлял, как буду добираться до северных городов Красноярского края. Оказалось, на яхте! На парусном судне я впервые, благодаря содействию красноярского экспедиционного центра РГО. Впечатлений – море. Все необычное, интересное. Одни яхтенные термины чего стоят! Форпик, спинакер, кранцы, фалы… Словом, впечатления, полученные в эти дни, останутся со мною навсегда».
Интересные цифры «Елизаветы»
Длина судна – 17 метров
Ширина судна - 3,65 метра
Высота мачты от палубы – 20 метров
Площадь лавировочных парусов - 150 кв. метров
Мощность дизельного двигателя – 60 л/с
В киль яхты на Красноярском судостроительном заводе залито 6 тонн свинца
Изготовлены мачта и корпус в экспериментальном цехе на Красноярском комбайновом заводе в 1997 году
Все чертежи для судна сделаны красноярским проектировщиком – Александром Зуенко
Врезка
Кругосветная экспедиция состоит из семи этапов: Енисейско-Арктический, Европейский, Трансатлантический, Американский, Антарктический, Тихоокеанский и Восточно-Арктический общей протяженностью 31000 морских миль.