Давно мечталось съездить в Стрелку, но не думалось, что повод для знакомства с поселком окажется столь трагичным: мощный пожар, вспыхнувший 24 мая, изменил до неузнаваемости сразу несколько его улиц, оставив после себя лишь пепелище да упирающиеся в небо печные трубы - словно памятники над погребенными привычными повседневными заботами, домашним уютом, планами и надеждами…
По данным, предоставленным ЕДДС г. Лесосибирска, огненной стихией в поселке Стрелка уничтожено 34 дома, а 64 семьи (209 человек, в том числе 45 детей) остались без жилья, вещей, средств к существованию. Сгорела пекарня, база ЖКХ, запасы круглого леса. Чудом удалось избежать человеческих жертв, поскольку пожар случился в дневное время. Это же спасло от гибели домашний скот, находившийся на выпасе, чего не скажешь, к сожалению, о мелкой сельхозживности, содержащейся в стайках. Фотографии с места происшествия мгновенно наполнили Интернет. Но то, что предстало в итоге перед глазами, просто ошеломило. Первая ассоциация – как после бомбежки в годы войны…
Запах гари поселился здесь надолго. Огня уже не видно, но едкий дым кое-где клубится даже спустя сутки после пожара; кто-то из погорельцев, едва узнавая свои участки, осматривает оставшееся от вчерашнего благополучия. «Вот здесь гараж мой был… А где-то здесь должен быть и мотоцикл», - перебираясь через дымящиеся завалы, говорит молодой человек. Дом, в котором жила его бабушка, сгорел за 12 минут…
«Пламя шло сплошной высоченной стеной, - говорят очевидцы. – Люди пытались хоть что-то спасти, понимая, что беды не избежать. Старались ведрами тушить, из шлангов поливать, лопатами окапывать, да где там… Пожарной техники не хватало. У одной машины и вовсе, похоже, порвался рукав. Но сотрудники МЧС очень мужественно боролись с огнем. Полиции много было. Подкрепление приходило из Енисейска и Лесосибирска через паромную переправу. Вертолет кружил над поселком. Жар стоял невыносимый».
Не менее жарко в это же самое время было и в Лесосибирке, и в Новоенисейске, и в Абалаково, и в Канске. Возгорания возникли в нескольких местах одновременно. По словам очевидцев, сначала горел лес вдоль автотрассы, создавая серьезное препятствие автомобилистам, но раздуваемое шквалистым ветром (его порывы в этот день достигали 27-30 метров в секунду) пламя очень быстро перекинулось на деревообрабатывающие предприятия. А где-то губительный огонь «взрастили» и на самом предприятии, беспечно уничтожая отходы производства, выжигая опилки и мелкую щепу. Земляные ямы, в которых производилось выжигание и которые предпринимателями считались надежным противопожарным средством, в этот раз не сработали. Кстати, горы тлеющих опилок в городе и пригороде - совсем не новость, однако «колокола», в которые «звонили» местные жители, заявляя об этой проблеме, вероятно, так и остались неуслышанными вовремя. И если до этого дня люди страдали, только вдыхая дымный воздух, то теперь эти «страдания» вполне материальны: серьезно повреждены два лесоперерабатывающих предприятия – ООО «ПромЛесоЭкспорт» («Промлесстрой», Абалаковская перевалка) и ООО «Хуан-Тай» в поселке Новоенисейск; выгорело около десятка некрупных деревоперерабатывающих предприятий, на многих из которых трудились иностранные граждане. По данным МЧС, площадь пожара только на Абалаковской перевалке составила 32,5 тысячи квадратных метров. Ущерб еще предстоит подсчитать, а вот то, что последствия такого пожара придется «разгребать» долго и на самых разных уровнях, ясно уже сейчас.
Но, как утверждают специалисты, последствия могли быть в десятки раз страшнее: в Лесосибирске огонь подошел вплотную к одному химически опасному и четырем взрывоопасным объектам. Только на одном из этих предприятий находилось 20 тонн дизельного топлива и семь вагонов с серной кислотой, общая масса которой составляет 65 тонн. К тому же, вот ведь стечение обстоятельств, в Лесосибирске накануне и в день пожара возникли проблемы с водоснабжением.
«Как только увидели густой дым, приняли решение срочно опахать территорию вдоль дороги, проходящей через завод, бульдозером отодвигали валежник, сухотравье, пни, - рассказывает Анатолий Николаевич Бурякин, член совета директоров «Сибирского лесохимического завода» (бывшего канифольно-экстракционного завода), где производится скипидар, флотационное масло, лаки, краски. – Подготовленные рвы стали обильно заливать водой: производство у нас взрывопожароопасное, а потому на территории повсюду расположены гидранты (как все-таки грамотно проектировали и строились предприятия в советское время!), имеются две пожарные машины. Сами сотрудники готовились к приходу огня, расстилали рукава, подключали брандспойты. Огонь встретили подготовленными, к заводу его удалось не допустить. Но пламя все же перекинулось на яму, в которую много лет назад сбрасывали залежалый кругляк. Пробовали тушить, но через полуразложившиеся стволы вода проходила, как через решето. На экстренном совещании, проходившем в администрации г. Лесосибирска, было принято решение дать возможность яме выгореть под присмотром специалистов МЧС».
На следующий же день после пожаров губернатор Красноярского края Виктор Толоконский совместно с главой МЧС России Владимиром Пучковым и начальником главного управления МВД России по краю Александром Речицким побывали в Канске, Лесосибирске и поселке Стрелка. Осмотрев на месте масштаб бедствия, пообщавшись с очевидцами, глава региона дал ряд распоряжений по оказанию первой помощи погорельцам, их временному размещению, организации горячих обедов, отправке детей на все смены в летние оздоровительные лагеря. Каждому пострадавшему из краевой казны было выделено по 10 тысяч рублей и по 50 тысяч - на каждую семью. Еще по 10 тысяч рублей получит каждый пострадавший и по 100 тысяч - утратившие имущество. «Эти выплаты - из резервного фонда правительства РФ», - сообщил глава МЧС, добавив, что оперативные группы будут работать с каждой семьей, чтобы учесть все пожелания по жилью, которое должно быть восстановлено до 30 сентября. Кроме того, по итогам поездки было проведено экстренное расширенное совещание по ликвидации последствий бедствия.
Сразу же после того, как удалось победить пожар, начался сбор гуманитарной помощи для погорельцев, в том числе в поселке Стрелка. Пункт приема вещей разместился в местном Доме культуры. Сюда же на следующий день после происшествия подъехала для разгрузки «Газель», в которой были собраны предметы первой необходимости, продукты питания длительного хранения, средства личной гигиены – первая помощь, которую оказала партия ЛДПР. Представители партии из Енисейска, Лесосибирска и Красноярска приехали лично, чтобы узнать, какая еще помощь может потребоваться, кроме материальной. Депутат Законодательного собрания Красноярского края Евгений Черных поделился затем впечатлениями: «Самая первая задача была привезти необходимое, поддержать. Очень страшная картина, люди до сих пор в шоке, многие плачут. Но они уже видят, что их не оставили в беде одних: в Доме культуры работают волонтеры, которые сортируют и раздают вещи, приносимые односельчанами, привозимые из других городов. Мы уже открыли пункты сбора помощи в Енисейске, Лесосибирске и Красноярске».
Сбор вещей объявила и партия «Единая Россия». Сейчас главное - помочь людям. Всем миром. Впереди еще работа следователей по определению причин такого масштабного бедствия. Примечательно, что еще с 20 апреля в крае установлен особый противопожарный режим, но, несмотря на все запреты и предосторожности, на бесконечные предупреждения и памятки, повсеместно время от времени возникали ландшафтные пожары, чаще всего по вине людей. Не перестаешь удивляться: самонадеянность людская все-таки не знает границ! В такие трагические дни начинаешь осознавать, насколько мы все-таки связаны друг с другом, насколько зависим друг от друга, находясь в одной системе: сглупил или остался равнодушен один – пострадали многие. Причинами пожаров называют сейчас и халатное отношение, и несоблюдение противопожарной безопасности, и короткие замыкания при сильном порывистом ветре, а именно он в сочетании с сухой погодой явился мощной силой, несущей огненное буйство прямо на населенные пункты. В Стрелке, считают специалисты, пожар начался у озера Лебяжьего – там обнаружено большое количество осколков стеклянных бутылок, что могло быть причиной самовозгорания. Но кто-то же эти бутылки там оставил… К тому же, утверждают жители, лес там начал гореть еще за два дня до трагедии, и сообщения об этом были направлены в Лесопожарный центр…
…Пожар уже ликвидирован, люди временно размещены, первая помощь получена, новое жилье обещано… Но эти печные трубы, сиротливо стоящие на бывших улицах поселка… Не памятники ли это нашему равнодушию и бесхозяйственности, разобщенности наших действий и недальновидности? Да, конкретным людям сейчас помогут. А дальше что? В конце апреля и начале мая уже этого года в Манском районе огонь уничтожил 12 домов, еще 5 сгорели в Абане и 8 — в Большемуртинском районе; до конца не оправилась от позапрошлогодних пожаров Хакасия… Хочется надеяться, что хоть из нынешнего горького урока выводов будет сделано достаточно…
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора
Всего по краю в этот день сгорело 130 домов, пострадало более 530 человек. До конца сентября, по словам губернатора края, все пострадавшие будут обеспечены постоянным жильем.
Комментарии: депутат Законодательного собрания Сергей Титов: «Мы столкнулись с ситуацией, к которой шли долго и упорно — это постоянная преступная экономия на жизненно важных и нужных вещах, в первую очередь, пожарно-охранной системе. Сокращаются пожарные части, штатная численность, финансирование. Нет профилактической системы. Весной поля постоянно горят, потому что они бесхозные. Следовало бы отдать землю людям, которые на ней бы хозяйничали».
Пункты сбора гуманитарной помощи для погорельцев
Лесосибирск:
- «Сибирский лесохимический завод», ул. Южный промышленный узел, 12/56.
Новоенисейск:
- ЦДО, 6 квартал, 7а.
Енисейск:
- Приемная ЛДПР, ул. Рабоче-Крестьянская, 198;
- Комплексный центр социального обслуживания населения, пер. Пожарный, 4.