Они не просто стоят на месте, дожидаясь команды, чтобы начать движение по главным улицам городов и сел страны. Они говорят о тех, чьи фотографии держат в руках, о тех, кто встал сегодня силой памяти людской под знамя Бессмертного полка.
Их уже миллионы. Этот полк прибывает год от года, объединяя разных людей, отдельные истории и судьбы в одну судьбу, одну историю, одну память. Да и может ли быть иначе, ведь каждый, кто воевал тогда, делал это только для одной, одной-единственной победы. Они сегодня вместе: и те, кто со слезами встречал долгожданную весть об окончании войны, и те, кто не мог ее слышать, но кто навсегда останется молод, решителен, горяч… Здесь же и те, для кого Великая Отечественная не была первой войной, и те, кто продолжал стоять за Родину уже после победоносного мая.
Их миллионы… И за каждым – свой дом, свой двор, свой город, который он защищал, поднимаясь во весь рост за Отечество. Многие из них – наши земляки, енисейцы. О них сегодня рассказывают близкие люди: сыновья, дочери, внуки. Рассказывают с волнением, гордостью и слезами - как же в день такой без слез…
Бессмертный полк — международная общественная акция, проводящаяся в России и ряде стран ближнего и дальнего зарубежья в День Победы. В этот день в ходе участники полка идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, которые боролись против фашизма в Великой Отечественной войне, а также записывают семейные истории своих героев в народной летописи на сайте движения «Бессмертный полк».
…На дворе 1941-й. Петру только четырнадцать, но он в доме теперь за старшего, а с ним еще три сестрички и младший брат. Троих братьев призвали на фронт. Но едва исполнилось парню семнадцать, он тут же оказался в Енисейском райвоенкомате с приписанным в документах годом. Его взяли. Какое-то время гвардии сержант Петр Наумович Севрюгин служил телефонистом и телеграфистом, и это даже, по воспоминаниям родных, пригодилось потом в мирной жизни, когда он работал в авиапредприятии. Но когда война продолжилась для него на Востоке, Петр освоил и другую военную профессию, необходимую для победы, - профессию наводчика противотанкового ружья. В военных документах записаны такие слова: «Наводчика ПТР гвардии сержанта Севрюгина Петра Наумовича наградить медалью «За отвагу». В период тяжелого марша в безводной степи Монголии и в преодолении хребта Б. Хингана гвардии сержант Севрюгин показал себя выносливым, дисциплинированным воином. В одном из боев, заметив отходящего противника, огнем ПТР он разбил автомашину и взял в плен японского самурая. При этом проявил мужество и отвагу». Сам герой не был многословен в рассказах о своих подвигах, разве что иногда говорил о том, как более трех суток выходили они из окружения в пустыне Гоби. «В Забайкалье наши войска в результате стремительного удара с боем овладели важным узлом дорог и сильным опорным пунктом обороны противника — городом и железнодорожной станцией Хайлар. За день 10 августа наши части продвинулись на сто семьдесят километров в сторону Большого Хинганского хребта…» - заменяют его рассказы военные сводки того времени. «Сопки, обрывистые, заросшие травой и кустарником, полукольцом нависли над Хайларом. С виду мирный пейзаж, но это только с виду. В действительности же сопки до отказа начинены железобетонными дотами. Селения и те укрылись за каменно-глинобитными стенами, за глубокими рвами, за каменными башнями с круговым обстрелом» - дополняют их корреспонденты того же времени. Война для Петра Севрюгина закончилась лишь в 1953 году.
О подвигах гвардии лейтенанта Николая Козлова напоминает мемориальная доска, установленная в Переславле-Залесском на доме, где он жил. К январю 1945 Николай командовал танковым взводом 62-й гвардейской танковой бригады 10-го гвардейского танкового корпуса 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта. Отличился во время Висло-Одерской операции. Во время боев за удержание и расширение плацдарма экипаж Козлова уничтожил 4 танка, 8 артиллерийских орудий, 2 батареи минометов, а также около 500 вражеских солдат и офицеров. В тех боях он получил ранения в руку и ногу, был контужен, но не покинул поля боя, продолжая сражаться. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» гвардии младший лейтенант Николай Александрович Козлов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Конец войны Козлов встретил в Праге. В июне 1945 года в звании гвардии лейтенанта он был уволен в запас. Был также награжден орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, рядом медалей. Прожил до 1966 года.
Пожил много лет после войны и Николай Александрович Лихтин. Его не стало в 2000-м. Он призван был в октябре 1941-го. Ушел рядовым, пришел сержантом. Все военные годы был станковым пулеметчиком, нося повсюду железную машину на своей спине. Но не это было самой тяжелой ношей в его жизни, и даже не бессонные ночи в окопах и гибель друзей-товарищей… Воспоминания о страшных картинах войны – вот ноша, которая с годами легче не становилась, и делиться ею с родными Николай Александрович не собирался. Он очень переживал каждый День Победы и все же годами многословнее не стал. Лишь один рассказ запомнился его родным: в те последние дни войны солдаты шли уже как победители, продолжая освобождать территории от фашистов, и вдруг среди всего буйства войны - грудной ребенок, приколотый вилами к забору… В этом эпизоде, память о котором никакими силами на заглушить, не стереть, не вычеркнуть, - весь ужас той войны, вся ее несправедливость и жестокость, ее немыслимая и невыразимая боль, которую так и нес в себе долгие годы сержант Николай Лихтин.
А Семен Осипович Адамайкис пронес через все послевоенные годы воспоминания о друге Кольке. Теперь об этом вспоминает его совсем взрослая дочь: «Папа воевал, но я была очень маленькая, когда он рассказывал о войне. С другом Брюхановым Колькой, вспоминал он, попали под бомбежку. Укрылись в разных ямах-воронках, зовя друг друга к себе. Перебежать так никому и не удалось: взрывы прекратили на время этот спор. А когда тишина настала, выяснилось, что Кольку разорвало, а папа жив остался».
Сергей Гаврилович Павликевич тоже никогда не рассказывал о своих орденах и медалях, а ведь прошел всю войну, начиная с августа 1939 года, и только в 1946 году его демобилизовали из Германии в звании старшего лейтенанта. Он призывался Енисейским РВК из маленькой таежной деревни Кочнево, которой и на географической карте-то уже не найти. К большому счастью сына, информацию о самом Сергее Гавриловиче удалось найти на «карте» народного подвига в сети Интернет. Там и выяснилось, что первый из двух орденов Красной Звезды отец получил за то, что «21.11.1941-го в бою за с. Егорьевское умело и решительно уничтожал противника, убил трех солдат, в атаках был впереди. 26.11.41 в боях за село Спасское уничтожил расчет ручного пулемета и забрал совершенно исправный пулемет»; а второй орден в 1944 году - за то, что «в полку подготовил свыше 200 человек снайперов и снайперов-инструкторов, показавших высокие боевые качества». Откуда такое владение оружием? Возможно, Сергей Гаврилович был охотником, а таежники-сибиряки славились по всем фронтам.
Так, защищая страну, прославлял свою сибирскую землю и Михаил Павлович Бибик, призванный на фронт в сентябре 1942-го Кежемским военкоматом. Когда-то туда, на Ангару, была сослана вся их большая семья с девятью ребятишками: кто-то счел семью кулацкой. Вот так высадили среди тайги и все. Без потребных вещей, без средств к существованию. Рядом – такие же ссыльные, которые поддерживали, чем могли. А потом – война, как новый отсчет времени и ценностей. И ни горечи, ни обид… С песней «Если смерти, то мгновенной, если раны – небольшой» шел младший сержант Михаил Бибик в бой за Родину, за Сталина. Август 43-го, Украинский фронт, пехота, медаль «За боевые заслуги». За храбрость и смелость в наступательных боях с немецкими захватчиками. «Участвуя во взятии населенных пунктов, он везде и всюду действовал впереди других, показывая образцы стойкости и бесстрашия в борьбе с врагом. Личным примером воодушевлял бойцов своего отделения на смелую и решительную борьбу с противником. В период времени с 14 по 17 августа товарищ Бибик подавил три пулеметных точки противника из ружья ПТР и вывел из строя один пулемет противника». Он воевал шесть лет, продолжив сражения, как и многие другие, на Востоке. Домой, где осталась жена Александра с тремя ребятишками, писал нежные письма, в которых всех, даже детей, величал по имени-отчеству: так принято было и в семье его отца, где уважение было на первом месте.
Сразу два портрета с одной фамилией в руках еще одной участницы Бессмертного полка. Два ее дяди, Кислицины Андрей Георгиевич и Михаил Георгиевич, один из Енисейска призывался, а другой - из Енисейского района. Служили оба до 1945 года. Андрей был лейтенантом пехоты, Михаил – танкистом в Сибирском гвардейском полку. В танке он и сгорел… Петряев Василий Никитич, труженик тыла. Родным удалось найти фотографию, где он служил еще в царской армии в 1914-1916 годах. Во время Великой Отечественной войны был призван из Артемовска Красноярского края, но вскоре на фронте отморозил ноги. Его демобилизовали, а потом направили работать на военный завод в Новосибирске… Кагиров Хабибрахман Фазлыахметович, а в военных документах - Роман Федорович; ушел на фронт добровольцем из Североенисейска. Старший телефонист взвода награжден медалью «За боевые заслуги» за обеспечение в любых условиях бесперебойной связи. Погиб в апреле 1944 года под артиллерийским огнем. В семье до сих пор хранится похоронка на его имя… Шарафутдинов Сабирзян Тагирович, призвался в 1942 году Казачинским РВК, служил рядовым в г. Великие Луки Псковской области. В феврале 1944 года пропал без вести… Тисков Александр Константинович, 1913 года рождения, призван из Большемуртинского района, рядовой… Торов Николай Романович, пограничник, был ранен, дожил до 69 лет… Жамалов Нурулла Файзрахманович… Шабанин Михаил Константинович, воевал в Мурманске, геройски погиб на Северном Кавказе, в Северной Осетии в 1942 году 5 декабря. Только в прошлом году родные нашли место его захоронения и занесли его имя на обелиск под Владикавказом…
…А люди все идут и идут. Переулки, улицы, проспекты страны словно превратились в ручьи и реки, сливающиеся в единый могучий поток. Имя потоку тому – память наша, память бессмертная.
В Енисейске координатором акции «Бессмертный полк» выступает молодежный центр, куда люди обращаются за помощью в изготовлении табличек. Только в этом году их сделано около ста.
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора